Сандро (near_bird) wrote,
Сандро
near_bird

Category:

Уроки нетолерантности - плакат - часть 5 - Черемных, Малютин и "Окна РОСТА"

Еще до революций 1917 года, накануне первой мировой войны в России сложились различные авангардные художественные течения. Среди них, наибольшую роль в революционной плакатной графике будут играть кубофутуризм и супрематизм. Именно с футуризмом в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических, исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
В русском изобразительном искусстве на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма сформировался синтетическое авангардное направление, известное как "кубофутуризм". Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень». Одним из важнейших для нас проявлением футуризма в графике, явилась литографская книга. В издании своих сборников футуристы отказывались от типографского набора, где литеры "вытянуты в ряд, обиженные, подстриженные, и все одинаково бесцветны и серы". В стремлении добавить поэтическому слову графической индивидуальности футуристы избрали для своих изданий литографию. Нет сомнения, что в намерения авторов литографических сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям "Мира Искусства" и "Аполлона", белые листы и ровная печать в которых вызывали у Крученных желание "завернуть селедку".
Форма лубка, как части наивного искусства, была особенно популярна среди футуристов. Когда через несколько месяцев после начала первой мировой войны лубки Казимира Малевича и Владимира Маяковского были высоко отмечены критикой: “Подлинный лубок сумели создать одни футуристы Только у них в работах есть грубоватая тяжесть и и меткая характерность лубка, только они сумели подыскать и крылатое словцо к картинке.”
http://humus.livejournal.com/2460191.html

Вы спросите: "А при чем здесь вообще плакат и Окна РОСТА?" А вотъ при том:

В первом номере «Газеты футуристов» 1918 года был опубликован новый манифест он же ДЕКРЕТ № 1 , ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИСКУССТВ , (заборная литература и площадная живопись), В декрете #1 авторы декларируют отмену проживания искусства в "в кладовых, сараях человеческого гения – дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах", и призывают расклеивать стихи и картины "на стенах и заборах рядом с правительственными газетами. Это уже был толстый намек властям: "Берите нас тепленькими, мы готовы!" И к середине 1919 года, когда пушной зверек советской власти виднелся на горизонте, фактически перестали существовать газеты, типографии массово вывозили из Москвы, а Апситы с Моорами еще не достигли своей суровой актуальности, на базе Московского отделения Российского телеграфного агентства была создана плакатная мастерская, редактором которой и стал всем нам известный Владимир Маяковский.





Первый плакат РОСТА с текстом Грамен и рисунками Черемных был выставлен в Москве в начале сентября 1919 года. В Москве коллектив художников возглавлял М. Черемных, душой его был В. Маяковский, наиболее активными участниками - И. Малютин, А. Нюренберг, А. Левин. Отличительной особенностью Московских “Окон РОСТА” была используемая техника трафаретного тиражирования. Художники готовили оригинал, по оригиналу, в зависимости от числа красок, делались формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним краски, по этим же трафаретам раскрашивались стены домов, заборы и тротуары (иногда до 100—150 экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов). Идею трафаретного тиражирования подсказал некий художник Пэт - создатель плаката "Царь, поп и кулак".



В плакатах РОСТА нашли отражение все актуальные вопросы времени - от военных действий на фронтах и агитации за Коминтерн до сбора ягод и грибов для голодающих. Материал для них давали сводки телеграмм, получавшихся РОСТА, постановления партии и правительства, различные календарные даты революционных годовщин или праздников. Тексты “Окон” Маяковский писал с непостижимой быстротой: за час бывал готов десяток сложных рифмованных тем. Изобразительную форму получали литературные тропы, надписи персонифицировали понятия: (голод, коммуна и т.д.). В символических образах - положительных и отрицательных, - были заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Персонажи переходили из Окна в Окно, становились узнаваемыми, ситуации обыгрывались, как в революционном театре. Особое внимание уделялось пропаганде политики Советской власти, ее декретов, постановлений, указов.





Бросающиеся в глаза приемы художники друг у друга заимствовали, и, как писал Черемных: “Нам тогда показалось бы диким, если бы кто-то увидел в этом что-то зазорное Один решал новую задачу, а остальные потом пользовались этим решением”. Оконные переплеты заводов, трубы, дым спиралью и многие другие простые переходили из плаката в плакат.
По сравнению с плакатами издательства ВЦИК, литературного отдела ГЛАВПУР РВСР и других центральных издательств, работы художников РОСТА сохранились в довольно незначительных количествах. “Едва ли от всей массы «Окон» осталось сейчас более ста целых листов. Мы работали без установки на историю и славу. Вчерашний плакат безжалостно топтался в десятках переездов. Только случайно найденный у М. Черемных альбом фотографий дал возможность разыскать тексты и снимки с исчезнувшего.”





Повествовательные начала, трафаретная техника и тяжелый грубоватый юмор “Окон РОСТА” передаются и в плакаты художников этого издательства. Таков плакат Ивана Малютина “Если не хотите возврата к прошлому - винтовку в руки! На польский фронт!”. Традиционно для советского плаката, художник использует прием передачи времени через пространство, вынося “прошлое” на задний план. Устрашающую драматичность передает плакату его фоновый колорит из полутонов темно-красного, серого и черного. При этом атмосферу гротеска и тяжелой грубой шутки придает композиции надпись “кабак” на фронтоне классического здания и черно-белые силуэты пляшущих у входя в этот “кабак” буржуев.
Композиционным центром плаката является красная фигура “ростовского” рабочего и его жест, обращенный к зрителю. Трафаретная техника воспроизведения “окон РОСТА” обусловила формальное решение плаката - художник использовался уже известную зрителю монолитную красную фигуру. Образ рабочего вводился в “окнах роста”, как изобразительное воплощение идеи “диктатуры пролетариата” и наделялся характерной служебной ролью - ролью Власти. Красная фигура в кепке и неподпоясанной рубахе может водружать красное знамя, бить врага, держать в руках новые декреты, указывать правильное направление, пользоваться молотом и винтовкой по разным назначениям. Рабочий на плакате Малютина олицетворяет собой одновременно и советскую власть, призывающую зрителя на фронт, и мирных тружеников тыла, кующих оружие для защитников республики советов. Фактически рабочий РОСТА - первый официально утвержденный образ советской иконографии власти, на него возлагалась пропаганда ее политики, ее декретов, постановлений, указов, успехов и неудач. Лаконичный и выразительный графический язык московских “Окон” учитывал особенности все особенности народной культуры и массового восприятия. Источником его во многом послужил русский лубок.



В другом плакате Малютина похожего содержания красная фигура рабочего подменяется красной рукой, а в руки пану вкладываются уже знакомые атрибуты угнетения трудящихся: цепи, плеть и виселица. Последняя входит в обиход еще с дореволюционной политической карикатуры, как ответ на столыпинские галстуки.



Польской темы у Малютина было много:



Очень современный сюжет: только вместо усатой рожи пана добавит какого-нибудь лощеного современного буржуа



Многое приемы художников РОСТА стали общим явлением в истории советского плаката. Прежде всего, это отказ от линейной перспективы в передаче пространства плаката. Пространство как бы "конструируеся" из плоских, геометрически примитивных элементов, каждый из которых несет свое символическое значение, а их сочетание представляет собой некий текстовый примитив, которого нет непосредственно в плакатном лозунге, но который подразумевается. Но об этом в следующий раз...


М. Черемных, Чини, товарищ, красный путь и рек советских не забудь.


Критики первых послевоенных лет называли плакаты РОСТА лучшими представителями военного плаката.

Статья на люрке с moar картинок и современными эпигонами.


Tags: занимательное искусствоведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments